MENU
Главная » Статьи » Фракия

Кельты и скифы во Фракии
Кельты и скифы во Фракии

С середины IV в. до н.э. придунайская часть Фракии оказалась перед двойной, и даже тройной угрозой. С востока продвигались скифы, теснимые сарматами. Скифский царь Атей расширил свои владения на западе за счет части земель гетов и обложил их данью. Он заручился даже поддержкой Филиппа II Македонского, но последний его обманул. В сражении 339 г. Атей погиб, и скифы потерпели сокрушительное поражение в борьбе за гегемонию в Понтийском регионе. После этого геты вернули свои земли. Однако в 335 г. до н.э. туда пришли отряды Александра Македонского. Активность гетов обернулась на восток против ослабленных скифов. Два столетия спустя, они даже смогли восстановить свободное передвижение через Дунай. 

Закат Скифии не отразился на торговой активности, которая в восточной части Фракии находилась в руках гетов. В Ольвии встречается довольно много фракийской керамики. Однако в приднепровской лесостпеи население уменьшилось, стало также меньше предметов роскоши. А к III в. до н.э. степи Причерноморья приняли новые группы кочевников – сарматов. С запада все настойчивее проникали кельты. Их миграция приобрела наибольшую силу в начале III в. до н.э, когда территория современной Воеводины, южная часть Румынии и большая часть Северо-восточной Болгарии были заняты племенем скордисков. Сетополис был разрушен и подожжен, впоследствии он был частично восстановлен самими кельтами, но, в конце концов, был заброшен окончательно. Как мы знаем, на Балканы проникли довольно большие группы кельтского населения, принеся сюда культуру латенского облика. На территории Фракии в 279-77 гг. до н.э. образовалось небольшое кельтское княжество, просуществовавшее 60 лет, но его границы и место его столицы г. Тилисса неизвестны. 

Успехи кельтов на Балканах были более прочными. В отличие от скифов, они быстро адаптировались в новых условиях, и, используя свое превосходство в уровне социальной организованности и технической базе, либо устанавливали контроль над местным населением, либо вступали в равные отношения с ним. Несмотря на то, что некоторые ранние группы кельтских иммигрантов практиковали трупоположение, к концу III в. до н.э. и они, и местные фракийцы хоронили по обряду кремации. В это время Трансильвания стала частью кельтского мира. Это были земли бывших гетов, известных нам по Геродоту. Римляне звали их даками, и постепенно название Дакия вытеснило старое Гетика. После переселения сюда части кельтов, население стало смешанным. Почти одновременно с формированием в Трансильвании культуры даков, на Балканы пришли племена, известные по источникам под именем бастарнов, с которыми исследователи связывают памятники культуры Поянешты-Лукашевка, сосредоточенные на востоке Румынии и в Молдавии. Исследователи фиксируют в ней западные элементы ясторфской культуры.

Уже к VII в. до н.э. все Средиземноморье и юг Восточной Европы вошли в сферу влияния античной цивилизации. Периферия в лице фракийцев, иллирийцев, кельтов, скифов, иберов непосредственно приблизилась к центру. Происходило быстрое социальное развитие периферийных обществ, обогащение племенной элиты, формирование престижной экономики. Мы видим тип общества, в котором политическая, идеологическая и религиозная сферы были включены сначала в сферу кровного родства, но затем они эволюционировали в более сложные системы. Постепенно зависимость социальной структуры от родственного принципа терялась, он служил теперь только для воспроизводства общества, регулируя внутренние отношения. Складывались системы власти вождеского типа. Вождества формировались и исчезали, как это наблюдалось в позднем гальштате, на их обломках возникали новые, близкие по своим характеристикам ранним государствам, как это было в латенское время. В них роль общин снижалась. Знать контролировала средства производства общественного продукта, торговые связи и рынки сбыта сырья и рабов, востребованных в античных государствах. Известно, что в Афинах было много рабов из Иллирии, Фракии, Галлии, Скифии, тогда как в самих этих обществах рабов было мало.

Как считает К. Кристиансен, эволюция социальной сложности происходила нелинейно, то возрастая, то уменьшаясь, по-разному проявляясь в материальной культуре. Повышение роли элиты, как правило, соответствовало экспансионистской фазе, когда усиливалось значение войны, что, фактически, отражало кризисное состояние периферийного общества. Археологически это фиксируется появлением видимых резиденций элиты, демонстрирующей свое положение в почти экзотических по своему богатству некрополях, преобладанием мужских погребений, их подчеркнутым воинским характером, исчезновением кладов. Воинственные общества экономически больше ориентировались на пастушеское скотоводство. Их экспансионистские устремления реализовывались разными путями, включая "династические" браки с выдачей женщин замуж в другие общества и установление близких "дипломатических" отношений на уровне элиты.

Вот почему погребения этого периода полны иноземных предметов. Это также проявляется в распространении "интернационального" художественного стиля, служившего в начальной стадии "визитной карточкой" новой знати.

Категория: Фракия | Добавил: densv78 (27.12.2010)
Просмотров: 2134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]